РОДИТЕЛЯМ
ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ
Четвертый год обучения в младших классах завершает
первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники - это выпускники начальной
школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют
взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в
среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность
у четвероклассников учебных умений и навыков.
Сформированность
учебных умений и навыков.
К четвертому классу у большинства детей уже
складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее
выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так»
например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется
отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, а
кому-то требуется подготовительный период. Один ребенок начинает выполнять
домашние задания с трудных учебных предметов, другой, наоборот, с легких. Есть
дети, которые лучше усваивают материал с опорой на графические изображения и
рисунки, схемы и т. п.), и есть дети, предпочитающие словесное объяснение.
Владение продуктивными приемами учебной работы
означает, что школьник приобрел умение учитъся: он способен качественно
усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их
самостоятельно.
Какие же общие умения важны для успешного обучения?
Среди них можно отметить следующие:
-
слушать учителя;
- выделять главную мысль сообщения;
- связно пересказывать содержание текста;
- отвечать на вопросы к тексту;
- ставить вопросы к тексту;
- делать содержательные выводы на основе полученной информации;
- письменно выражать свою мысль;
- привлекать дополнительные источники информации,
пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
- адекватно оценивать результаты собственной работы.
Большинство этих умений опирается на мыслительные
способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять
главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения
и вывод.
Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока
объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти
умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастет количество
новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации
испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в
начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с
учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления
учащихся. Детей необходимо учить работать с учебным, текстом: выделять главную
мысль; составлять план; запоминать содержание и пересказывать его с опорой на
план и т. д.
Навык связного пересказа удобно развивать не только на
учебном материале: можно попросить ребенка рассказать содержание прочитанной
книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня.
Индивидуальные
особенности и склонности детей.
К четвертому классу у большинства школьников
намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к
учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие - меньше.
Психологические исследования показывают, что ни к чему
не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными
успехами и, на первый взгляд, одинаково безразлично относится ко всем
предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного
материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на
более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддержать. Не следует
также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее
пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить
свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.
Хотите
вырастить одаренного ребенка?
В помощь вам - советы американского педагога и
психолога Девида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, где имеются одаренные
дети.
• Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно
терпеливо и честно. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю
всерьез.
• У нас в квартире стоит витрина, на которой ребенок
может демонстрировать свои работы. Я не ругаю ребенка за беспорядок в комнате
или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
• Я предоставил ребенку комнату или специальный уголок
исключительно для самостоятельных творческих занятий.
• Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он
есть, а не за его достижения.
• Я предоставляю ребенку посильную возможность в
проявлении заботы.
• Я помогаю ребенку строить его планы и принимать решения.
• Я стараюсь показать ребенку интересные места.
•
Я помогаю ребенку улучшить результаты его работы.
• Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми и рад
видеть их у себя в доме.
• Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
• Я никогда не наказываю ребенка унижением.
• Я покупаю ребенку книги, связанные с его интересами.
• Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
• Я приучаю ребенка к чтению с детства.
•
Я пробуждаю фантазию и воображение ребенка.
• Я нахожу время, чтобы каждый день побыть с ребенком наедине.
• Я позволяю ребенку принимать участие в планировании
семейного бюджета.
• Я никогда не ругаю ребенка за неумение и ошибки. Я
хвалю ребенка за учебную инициативу.
• Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого
возраста.
• Я позволяю играть ребенку со всяким хламом. В
занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
• Не существует тем, которые я совершенно исключаю для
обсуждения с ребенком.
•
Я помогаю ребенку быть личностью.
• Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания
телепрограммы.
• Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря:
« Я это тоже не умею».
• Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
Если вы согласны с 20 % этих советов, то вам
необходимо срочно подумать над остальным.
Если советы устраивают вас и соответствуют вашей
программе воспитания на 50 % у вас все должно получиться, у вас есть на это
шансы.
Если вы выполняете эти советы на 90 %, дайте больше
свободы ребенку и себе.
|