Стили семейного воспитания Характер, как психологическое новообразование, есть результат семейного воспитания, и его зачатки можно увидеть уже к третьему году жизни ребенка. Стиль семейного воспитания — это наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Существует несколько стилей семейного воспитания: — попустительский (в результате его формируется конформный тип личности), — состязательный (в результате такого воспитания формируется доминирующий тип личности), — рассудительный (сензитивный тип личности), — предупредительный (инфантильный тип), — контролирующий (тревожный тип), — сочувствующий (интровертный тип), — гармоничный (гармоничный тип). В основе стилей воспитания лежат следующие причины: 1) отклонения в характерологических свойствах самих родителей, 2) стремление родителей решать личностные проблемы за счет детей. Под характерологическими свойствами понимается совокупность нравственных качеств, определяющих сознательное отношение человека к окружающей среде. Яркая выраженность свойств характера свидетельствует о социально-психологическом типе. Характер ребенка можно откорректировать путем изменения собственного, родительского поведения и взаимоотношений в семье. Сегодня мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся типы семейного воспитания (по результатам диагностики воспитанников ЦДТОР по авторской методике доктора педагогических наук, профессора В.М. Миниярова, проведенной весной этого года): • рассудительный стиль, • контролирующий стиль, • доминирующий стиль. Рассудительный стиль Ребенок (активен, желает много знать, имеет много интересов, добросовестно относится к учебе). Мама, к нам в школу сегодня приходил руководитель кружка ИЗО. Я хочу к нему ходить! Там так интересно! Мать (с теплом, заботой и уважением к его активности). Ну если тебе это интересно, то, конечно, иди. Ты же любишь рисовать! Отец (на равных, рассуждая и давая пищу для размышления). Хорошо, ты можешь ходить, но подумай как следует: это отнимает много свободного времени, а у тебя скоро конец четверти, контрольные. Сможешь ты всюду успеть? В науке этот стиль семейного воспитания называется «рассудительный»; в результате такого воспитания формируется сензитивный социально-психологический тип личности. Признаки сензитивности: ребенок правдив, честен, склонен к умственному труду, простодушен, самостоятелен, непримирим к несправедливости, безнравственным поступкам, человеколюбив, альтруист, фантазер, активен, соблюдает правила игры и нравственные нормы, самооценка нормальная, самокритичен, предан интересам коллектива и всегда защищает своих товарищей, нет чувства превосходства над другими, оказывает помощь товарищам, настойчив в достижении цели, инициативен, в разговоре прям и искренен, тихий, спокойный, внимательный. Рекомендации родителям 1. Относиться с вниманием и глубоким уважением к тому, чем ребенок увлечен, подыгрывать ему. 2. Усложнять игровую деятельность ребенка, чередовать интеллектуальные игры с подвижными. Выводить из игры постепенно. 3. Не следует бояться разбросанности и увлеченности ребенка многими видами деятельности. Надо помнить, что ребенок раскроет свои способности тогда, когда потребуется конкретная профессиональная деятельность. 4. Очень бережно относиться к ребенку. При конфликтных ситуациях принимать справедливое решение с мерой наказания, соответствующей мере проступка. Неадекватные педагогические меры могут привести к заиканию, развитию косоглазия, ночному энурезу и т.д. 5. Учить его отстаивать свои интересы, защищать от нападок других людей, от внутрисемейных конфликтов. 6. Поддерживать добрые отношения родителей и ребенка в совместном отдыхе и совместной трудовой деятельности. 7. С появлением второго ребенка необходимо переключать внимание на младшего осторожно. 8. Подбадривать и вселять уверенность в его способностях. 9. Следует помнить, что отношение родителей к окружающим людям есть тот единственный образец, который формирует отношение ребенка к родителям. 10. Не допускать общения ребенка с антисоциальными элементами, быть разборчивыми в контактах с другими людьми. 11. Не торопить естественное развитие интеллектуальных способностей, так как его психика ранима, не следует осуществлять раннее систематическое обучение. 12. Не следует рано водить ребенка в театр. 13. Нельзя наказывать публично, следует ограничиваться лишь мягкими замечаниями. Контролирующий стиль Ребенок-подросток (с опасением и боязнью). Завтра у Маши день рождения. Можно мне пойти на праздник? Отец (строго). Я звонил сегодня твоему классному руководителю. Она сказала, что ты плохо написала диктант! Какие тебе гулянки?! Будешь сидеть и учить, пока не вызубришь все правила! Совсем от рук отбилась! Мать (пытаясь смягчить ситуацию, но все же строго). Отец прав. Ты заставляешь нас краснеть перед учителями! Тебя же в институт не возьмут с такими оценками! Вот будешь дворником работать! Ребенок (умоляюще и неуверенно). Но ведь Маша — моя лучшая подружка! Мать (делая одолжение). Ладно уж. Но чтобы ровно в девять была дома! Иначе больше вообще никуда не пойдешь! Этот стиль семейного воспитания в психологии называется «контролирующий». В результате такого стиля воспитания формируется тревожный тип личности. Симптомокомплекс личности тревожного типа состоит из следующих качеств: вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливость, добросовестность, заниженная самооценка, стремление оказать помощь товарищам, защищать их и своих близких, сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы, напряженность, озабоченность, низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов, фрустрирование, робость, застенчивость. Возникновению подобного типа личности способствуют условия: 1. Ребенок воспитывается в детском доме или опекунами при жестком обращении с ним. 2. Родители контролируют деятельность своего ребенка со слов окружающих, наказывая его по первому наговору. 3. Ребенок до 5 лет без родителей оказывается в больнице и подвергается лечению, связанному со страхом и болью, а также жесткому обращению со стороны детей разного возраста. 4. Родители имеют повышенную моральную ответственность за воспитание своего ребенка и обращаются с ним жестоко. Рекомендации родителям 1. Урегулировать сон, питание, пребывание на свежем воздухе, затраты мышечной энергии, а также отдых. 2. Целесообразна организация физического воспитания (подвижные игры, экскурсии, спорт). 3. Организовать прием водных процедур. 4. При организации работы соизмерять реальные силы ребенка, знания и навыки. Не требовать от него больше, чем он может. 5. Организовать творческую деятельность (сборку различного вида конструкторов, выпиливание, выжигание, другие виды ремесленнического творчества). 6. Отказаться от командно-распорядительного тона и перейти к просьбе; отменить постоянный контроль и отслеживание каждого поступка ребенка. 7. Убрать все формы наказаний, перейти к рассудительному стилю семейного воспитания. 8. Полностью отказаться от физических наказаний. 9. Научиться спокойно и ровно реагировать на действия и поступки ребенка. 10. Не следует рано начинать обучение, необходимо осторожно подходить к развитию интеллектуальной сферы ребенка. Состязательный стиль воспитания Ребенок. У нас в школе проходит конкурс на лучший плакат к восьмому марта. Мать (восторженно). Дорогой, ты же так замечательно рисуешь! Тебе обязательно нужно поучаствовать! Мы с папой тебе поможем. У тебя будет самый лучший плакат в школе! Отец (с энтузиазмом). Конечно, мы всем нос утрем! И вообще тебе нужно поступать в университет и развивать свой талант! (Спустя неделю.) Ребенок приходит из школы и сообщает родителям, что победа в конкурсе досталась его однокласснику. Отец (возмущенно и несколько агрессивно). Как?! Кто мог лучше тебя это сделать?! Да этот Миша вообще рисовать не умеет! Конечно, у него же мама учитель, ему подсуживали! Мать (расстроенно). Ничего, сынок. Ты все равно у нас самый лучший! Данный тип воспитания называется «состязательный». В результате формируется доминирующий тип личности. Признаки доминирования: это обычно чистый, опрятный ребенок; смотрит прямо, уверенно и спокойно; осторожен, сдержан в действиях, словах; любит блистать; хочет отличиться, быть первым; неудачи приносят ему много горя; старается ни в чем не уступать сопернику; похвала и отличие доставляют ему наибольшее удовольствие; не терпит порицания и критики, реагирует на них отрицательно; мстителен и злораден; его идеал — сила, могущество, власть; его интересует то, что приносит успех; окружает себя людьми инфантильного или явно лицемерного типа; спорит чужими словами, изречениями авторитетов; горделив, с высоким чувством собственного достоинства; самоуверен, эгоистичен; спесив, высокомерен, чванлив; активен; не соблюдает правил, этических норм, может их нарушать; преувеличивает собственные возможности; безразличен к интересам коллектива, сосредоточен на личной защите. Рекомендации родителям: 1. Прекратить восторгаться своим ребенком и восхвалять его достоинства. Он и без этого имеет высокую самооценку. 2. Если ребенок достигает первенства в чем-либо, следует не бурно реагировать, а спокойно проанализировать, какой ценой достигнут успех, обратить внимание на нравственность средств и методов достижения цели. 3. Особое внимание уделить депрессивному состоянию, когда ребенок не достигает успеха в чем-либо, помочь ребенку выделить новые цели, адекватные его возможностям. 4. Руководствоваться рассудительным стилем семейного воспитания и не стремиться сломать характер. 5. Направлять активность ребенка на общественно полезную деятельность, а не запрещать ему доминировать, так как его биологический потенциал очень мощный. 6. При сильном возбуждении ребенка нужно его не замечать, но не оставлять без внимания. При наказании в такие моменты у него могут возникнуть немота, тики, паралич и т.д. 7. Давать ему только те задания, которые он реально может выполнить, так как он постоянно завышает свои возможности. 8. Исключить все формы состязания ребенка с окружающими, детально рассматривать конфликты. 9. Осторожно, корректно обращаться с ребенком, не занижая его возможности, так как это может вызвать неврастеническую реакцию. 10. Исключить из речевого оборота угрозы наказания и расправы с обидчиками или людьми, говорящими правду о вас и ваших детях. 11. Пресекать попытки ребенка нарушать нравственные нормы при стремлении достичь цели любыми средствами. 12. Вместе с ребенком размышлять над всеми проблемами, предоставляя ему при этом право на ошибку. По материалам педагога-психолога Татьяны УРЖУМОВОЙ, г. Магнитогорск, Челябинская область
|