Жизненный успех, самореализация — важные составляющие счастья. Как помочь ребенку вырасти успешным человеком? Так ли важно уделять большое внимание интеллектуальному развитию или счастье и успех не равны высокому IQ? Оказывается, психологи доказали: успех не зависит напрямую ни от объема знаний, ни от уровня интеллекта. Для того, чтобы человек смог найти свое место в жизни, эффективно выстраивать отношения с окружающими, а значит, быть счастливым, ему необходимо уметь осознавать собственные чувства, эмоции, потребности и желания, эмоции и чувства других людей и уметь ими управлять. Специально для обозначения этих качеств было введено понятие "эмоционального интеллекта". Чем выше у человека эмоциональный интеллект, тем лучше он умеет выстраивать отношения с собой и окружающими, тем больше у него шансов найти себя в жизни и стать счастливым. Эмоциональное развитие в общении
Каждый день, каждая минута в жизни ребенка его чему-нибудь учит, и, конечно, он в первую очередь берет пример с нас, взрослых. Поэтому, заботясь об эмоциональном развитии своего малыша, нам, может быть, полезно самим немножко "развиться", заглянуть в мир собственных чувств, постараться понять их и, возможно, поучится их контролировать, ведь тогда и наше общение с ребенком сможет помочь ему развиваться эмоционально.
1. Называем чувства. Для того чтобы научится управлять своими чувствами и эмоциями, их нужно в первую очередь осознавать. В общении с ребенком называйте свои чувства и переживания, говорите, когда вы рады, а когда расстроены или даже злитесь. Это поможет вам самим лучше понимать, какие переживания вы испытываете в той или иной ситуации, а ребенку поможет научиться лучше понимать вас, познакомит его с многообразием мира эмоций.
2. Активное слушание. Это понятие, о котором писала в своей книге "Общаться с ребенком. Как?" известный детский психолог Ю.Б. Гиппенрейтер, — замечательный способ как наладить общение с ребенком, так и развивать его (и себя) эмоционально. Одним из приемов "активного слушания" является называние ребенку его собственных чувств и переживаний: "Ты рад, что у тебя получилось завязать шнурки", "ты сейчас злишься на брата, ты обиделся, что он взял твою игру без спроса". "Ты не хочешь идти спать, потому что боишься лежать в темноте" и т. д. Такое общение помогает ребенку лучше понимать себя самого. Он учится распознавать свои чувства, а значит и постепенно учится их контролировать.
3. Обсуждение жизненных ситуаций. Очень полезно для эмоционального развития ребенка проговаривать различные ситуации, с которыми он сталкивается ежедневно дома, в детском саду, в общественных местах, не только с точки зрения норм и правил поведения, но и с точки зрения эмоциональных переживаний её участников. "Что ты чувствовал, когда подрался? А как ты думаешь, что чувствовал другой мальчик, когда ты его ударил? А воспитательница? А когда ты подарил другу машинку, как ты думаешь, он был рад?" Такие обсуждения помогут ребенку понять, что другие люди также испытывают различные чувства, и он может влиять на них; будут учить его пониманию эмоций и переживаний окружающих.
4. Что ты чувствуешь сейчас? Иногда можно просто подойти к ребенку, обнять его и спросить, какое у него сейчас настроение. Особенно полезно делать это в момент, когда вы видите, что ребенок испытывает сильное эмоциональное переживание — как отрицательное, так и положительное.
5. Обсуждения книг, фильмов. После прочтения сказок, рассказов, совместного просмотра детских фильмов, мультфильмов очень полезно обсудить с ребенком характеры героев, ситуации в которых они оказались, чувства, которые они при этом переживали. Не торопитесь пересказать ребенку свои "правильные" мысли, спрашивайте его мнение. Ведь в разговоре о чувствах не может быть неправильных ответов, и даже самый злой волк возможно вовсе и не злой, а просто очень голодный и одинокий.
|